Чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Особенности организации питания в детском саду

Особенности организации питания в детском саду

14 ноября 2017, 19:18 | Организация питания

Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное питание одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития. Основными принципами рационального питания являются: 1.  Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка 2.  Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ 3.  Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона 4.  Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а так же высокие вкусовые качества блюд. 5.  Учет индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья. 6.  Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи 7.  Соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных коллективах (безопасность питания).

Основные принципы: —  создание у детей предварительной установки;

—  все должно протекать без суеты, в спокойной обстановке, не причиняя детям неприятных ощущений;

—  речь воспитателя (неторопливая, ласковая) должна сопровождать процесс кормления; —  прогулка и игры перед едой должны быть спокойными, не перевозбуждать  детей, так как это снижает выделение пищеварительного сока;

— в ходе еды необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что все получится; воспитатель должен радоваться успехам ребенка.

 

При проведении режимных процессов следует руководствоваться следующими правилами. Строго придерживаться режима дня (неуклонное его соблюдение упорядочивает поведение ребенка: он привыкает к определенному распорядку дня и спокойно ему подчиняется). Но воспитателю всегда необходимо учитывать состояние ребенка (более маленьких, физически слабых, очень нетерпеливых при виде еды надо накормить, умыть, уложить первыми и поднять, одеть первыми, не дожидаясь, пока проснутся остальные).

Режим  вводится не спеша, без причинения ребенку неприятных ощущений, так как условные связи у него образуются легко и быстро (если при кормлении или умывании у ребенка возникли неприятные ощущения, то завтра он откажется есть, а попытка умыть его вызовет плач). Ко всему новому ребенок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому необходимо приучать его постепенно. Все, что мы, взрослые, проделываем с ребенком насильно или в момент отрицательных эмоций, вызовет у ребенка крик. Ничего нельзя делать насильно, когда ребенок плачет или возбужден. Надо сначала успокоить его.

Необходимо  учитывать, что состояние ребенка влияет на формирование навыков. Шумные подвижные игры, новые игрушки, только что начатые интересные занятия возбуждают детей, ребенок с трудом может переключиться на другую деятельность. Поэтому перед кормлением, укладыванием дети  привлекаются  к спокойным играм,  не затеваются веселые развлечения, не предлагается  то, что могло бы надолго захватить их внимание.

Дети не сразу могут включаться в действия, протестуют, если их вовлекать во что-то неожиданно, не предупредив (ребенок не может быстро переключиться на другой вид деятельности). Нужно время, чтобы ребенок настроился, понял требования взрослого. Поэтому, прежде чем сажать его за стол, необходимо переодет, умыть, предупредить его о предстоящем действии, т.е. создать у ребенка «установку», чтобы подготовить его к переходу от игры к еде и т.д.

 

Все действия взрослых необходимо сопровождать соответствующими словами: «Сейчас идем за стол»; «идем спать»; «убирайте игрушки», «пора идти гулять» и т.д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящее действие, иначе ребенок будет упрямиться. Все процессы необходимо организовать так, чтобы ребенку не приходилось ждать (умылся — сел за стол, сел за стол — начал есть, разделся — лег в постель).

Должно соблюдаться единство методики и постоянство воспитательных приемов. (Всякое изменение привычных способов в обращении с ребенком ведет к срыву в его поведении.) 

Нужно приобщать детей к посильным для них действиям. Ребенок от природы активен, эта активность радует его. Он рано стремится все сделать сам, не имея еще необходимых навыков. Предоставляя ребенку возможность действовать, мы способствуем развитию активности и самостоятельности. Если эту работу начать в более старшем возрасте, то достичь положительных результатов будет труднее, так как уровень развития ребенка станет выше и возможность утвердить свою самостоятельность будет уже не привлекательна потому, что появится много других интересов Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как в  специально организованной деятельности, так и во время приема пищи. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе.  

Вопросу питания в дошкольном учреждении уделяется серьезное внимание. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу — дело достаточно трудное, но выполнимое. Последнее время в дошкольные учреждения поступают дети, у которых не воспитано правильное отношение к еде. У одних выражена привычка потреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других — только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.

 Во время приема пищи  детям разрешается при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, а дома — к родителям. При этом не следует одергивать детей, делать им замечания. Иногда возникают ситуации, когда ребенок внезапно отказывается от еды. В этом случае надо разобраться в причине отказа. Заставлять ребенка есть без аппетита нежелательно. Тем детям, которые дома привыкли есть только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно (на первых порах) давать неполную норму первого или второго блюда, постепенно приучая их к нужной норме в еде. Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, надо покормить, при этом предоставить возможность проявлять самостоятельность (не забывайте это поощрять). Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим примером взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде. Такой подход положительно влияет на ребят особенно в раннем возрасте. Детям, которые с трудом глотают пищу, надо позволить запивать ее компотом, киселем, соком или просто теплой водой. Тогда они охотно едят. Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно освоить нужный навык. Например, прежде чем начать мытье рук, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв тщательно, смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки.  В процессе подготвки непосредственно к приему пищи  воспитатель формирует у детей умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать салфетки под тарелки, столовые приборы.

  Благодаря дежурству, у детей можно воспитать ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, развить трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, можно научить трудиться быстро, качественно, охотно, сформировать дружеские связи и контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению. Дежурство поможет  в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим. А доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал».

Подготовила Гурьева О. Н.

Опубликовано: 14.11.2017

Рассылка новостей