Чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Как помочь ребенку в период адаптации

Как помочь ребенку в период адаптации

14 ноября 2017, 19:35 | В мире детей

При поступлении ребенка в дошкольное уч­реждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутст­вие родителей, другой стиль общения, новые тре­бования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изме­нения создают для ребенка стрессовую ситуа­цию. Возрастная незрелость системы адаптаци­онных механизмов приводит к психическому на­пряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказыва­ется играть с другими детьми, часто болеет и т.д. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным  особенностям ребенка в семье и детском саду.

Все привычки и особенности ребенка воспитателю сразу выяснить сложно, но постепенно, в  беседе с ним, необходимо рассказать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогул­ку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приво­дить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители, отдавая ребенка в детский сад, ис­пытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Родители должны вниматель­но прислушиваться к советам педагога, прини­мать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, добро­желательные отношения между своими родите­лями и воспитателями, он гораздо быстрее адап­тируется в новой обстановке.

Слушая соседей, беседуя по телефону с подругами в присутст­вии ребенка, помните, что дети все слышат и видят. Они видят реакцию (мама в ужасе хватается за сердце, слушая историю соседки) и слышат ваши слова ("Какой кошмар! Это же недетский сад, а..."), кото­рые могут напугать его неизвестными доселе детским садом или вос­питательницей.

Старайтесь дать положительную установку ребенку на восприятие детского сада: сначала пусть он услы­шит из вашего разговора, что кто-то пошел или уже ходит в сад и ему там очень нравится. Информации должно быть ма­ло. Говорить на эту тему надо, используя радостные эмоции. Но не переиграйте, дети очень чувствительны к фальши. При разговоре не смотрите на ма­лыша, будто эта информация не для него.

Постепенно вводите разные новые сведения о жизни в детском саду: сначала про игрушки, прогулки, затем про питание и сон. Если вам не с кем поговорить о саде, попросите подру­гу подыграть или просто снимайте трубку и делайте вид, что с кем-то разговариваете. Похоже на театр одного актера, но, поверьте, игра стоит свеч. Если в вашей семье есть няня, то и она должна положи­тельно отзываться о детском саде.

Если в вашем окружении есть детсадовские дети, постарайтесь так строить отношения, чтобы эти дети в присутствии вашего ребенка рассказывали о хороших сторонах жизни в детском саду. Конечно, бу­дут и грустные истории, но тут уж закончить эту историю вы должны са­ми. И сделать это так, чтобы снять страх у своего ребенка и не позво­лять разгуляться прямо-таки сказочным детским фантазиям.

Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками. Рекомендации о том, как научить и с чего начать, вы можете получить у будущего вашего воспи­тателя. Только договоритесь о встрече заранее. Можно воспользовать­ся специальной педагогической литературой.

Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детско­го сада (даже в выходные дни). Вечерние часы не насыщайте шумными играми, длительным просмотром телепередач, чтением незакончен­ных сказок.

Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому са­ду: какую игрушку возьмете «в гости», что наденете (одежду повесить на стульчик).
Приемы «заманихи»: игрушка хочет в гости в детский сад; сапож­ки хотят погулять по дорожкам сада; нужно что-то отнести воспитателю и детям; клен на участке детского сада сбросил для малыша листочки и просит их собрать в букет; вкусная котлетка ждет, когда малыш ее съест; подушечке грустно от того, что никто ее не обнимает и т. д.

Часто сони охотнее встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность поваляться подольше, а значит и будить их надо пораньше. Хорошо, если вы, взрослые, встанете пораньше и сделаете все свои необходи­мые дела, чтобы потом оказаться рядом с ребенком и не раздражаться по пустякам (вы не успеваете подкраситься, галстук у вас не завязывается и т. п.).

Если в семье есть человек, с которым малыш расстается очень плохо, то этому домочадцу лучше выйти из дома до того времени, как малыш проснется.

Если ребенок не хочет одеваться сам в детский сад, оденьте его без обид и грубости, приговаривая: «Какой ты у меня большой, а когда-то был совсем маленький. Скоро ты еще подрастешь и будешь оде­ваться сам, как папа (другое значимое лицо)».

Если ребенок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало или вообще первыми. У воспитателя будет возможность пообщаться подольше лично только с вашим ребенком.

Поближе познакомьтесь с мамой, чей ребенок симпатичен вашему, гуляйте вместе, сходите в гости. У малыша появится желание увидеть друга в детском саду.

Но если вы видите, что ваш ребенок все же не готов еще к посеще­нию детского сада, а вам необходимо срочно выходить на работу, най­мите няню, попросите родных или друзей, которые примут активное участие в жизни вашего ребенка и сумеют подготовить его к саду. Так вы сбережете нервную систему малыша. А все болезни у нас от нер­вов. Подготовленный и спокойный ребенок, знающий как проводят время детишки в детском саду, сам изъявит желание пойти туда через полгода или год. И в этом случае ему легче будет адаптироваться к жизни в детском саду.

Опубликовано: 14.11.2017

Рассылка новостей